- Теория сакрального происхождения права
ТЕОРИЯ САКРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА — учение, объясняющее генезис права религиозным фактором. Широко была распространена в конце XIX в. (Г. Мейн, А. Пост и др.), но не была поддержана антропологами, историками и юристами. К религии относят собственно религию (религиозную мифологию) и магию. У многих народов религиозные нормы выступали и выступают источниками права. Поскольку все виды нормативных требований в древности принимали форму обычая, табу как магическая норма (сакральное предписание) принимало форму обычной нормы. Через обычай табу и иные древние нормативные требования становились социальными нормами.
В то же время исследователи указывают в целом на нерелигиозный характер права. Что касается ритуалов и ордалий, условных проклятий и процессуального формализма, то это лишь небольшая часть права первобытных народов. Это подтвердили изученные древние памятники права, литературные источники. Так, судя по анализу «Илиады» и «Одиссеи», правовые понятия гомеровской эпохи, были лишены сакрального смысла. Данные истории и этнографии доказывают, что синтезу права и религии в древности помешали процессы государствообразования, формирования первичных политических структур (предгосударств), а позднее — появление писаных источников права в виде закона. Создатели же закона, прежде всего, руководствуются соображениями целесообразности и логики, хотя и испытывают на себе влияние морали и религии.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.